Главная > Айкидо > Стили Айкидо > Ёсейкан

 

Ёсейкан

Ёсейкан (Yoseikan) - эта форма практики Айкидо разработана Минору Мочидзуки, который был одним из первых учеников О-Сэнсэя. Этот стиль Айкидо включает в себя элементы Айки-будо, Каратэ, а также Дзюдо.

Хотя Минору Мотидзуки изучал различные виды боевых искусств, основой практики Ёсэйкан стали Дзюдо и Айкидо. В программе Ёсэйкан также присутствуют элементы других направлений будо, таких как Гёкусин-рю Дзюдзюцу и Катори Синто-рю. В основе техники Ёсэйкан лежит старинный принцип дзюдзюцу «мягкость побеждает жесткость». Понятие «мягкости» Сэнсэй Мотидзуки объяснял как «рациональность», которая позволяет более слабому побеждать, или одолевать более сильного противника.

В основе направления будо Ёсэйкан лежат идеи мастеров Минору Мотидзуки, Дзигоро Кано и Морихэи Уэсиба. Основные идеи: «всеобщее процветание на основе наиболее эффективного использования энергии» и «всеобщая любовь и гармония». Способом достижения идеалов Ёсэйкан является Путь (До), или Мити, т.е. система физического, морального, интеллектуального и духовного воспитания на базе практики приемов самозащиты.

Практика Ёсэйкан начинается с базовых тренировок: укэми - страховок при падениях, тэходоки - освобождений от захватов, которые в последующем служат основой для различных бросков и удержаний, и сабаки - перемещения. В Ёсейкан изучается набор техник, которые могут быть использованы для противостояния агрессии в форме: бросков, ударов, болевых и удушающих приемов. Сначала техники отрабатываются в вазе го-но сэн - когда атака противника уже описана. На следующем уровне изучается техника сэн-но сэн – техника опережения.

В основе системы Ёсэйкан лежит так называемый «базово-кустовой метод». Осваивая базу, практик Ёсэйкан не просто учится освобождаться от захватов противника, но и осваивает базовые способы перемещения (сабаки), позволяющие избежать зоны поражения и занять по отношению к противнику выгодную позицию (цукури). Далее следует использование принципа выведения из равновесия (кудзуси) и реализация контроля над действиями противника. Изучая тэходоки Ёсэйкан, практик осваивает несколько стандартных заготовок, которые трансформируются в различные приёмы. На тренировках ученики фактически без конца повторяют одни и те же элементы. Благодаря такому подходу в Ёсэйкан, ускоряется освоение необходимых рефлексов, необходимых для реализации техник согласно подходу Ёсэйкан.

Согласно методике Ёсэйкан, все приемы в стойке (тачи ваза) отрабатываются в соответствии с разделением действий на фазы, взятыми с Кодокан Дзюдо: кудзуси - выведение противника из равновесия, цукури - подготовку к выполнению приёма (занятие исходной позиции для реализации техники) и какэ – реализация самой техники.

В Ёсэйкан особое внимание уделяется принципу кудзуси - выведению из равновесия. В Ёсэйкан не используются свойственные для Айкидо Айкикай мягкие вовлечения в реализацию техники нейтрализации, рассчитанные на поглощение противника и использование динамики атакующего. Здесь каждый вход подразумевает в обязательном порядке проведение блока, толчка или даже удара (атеми), который дезориентирует и отвлекает противника и выводит его из равновесия.

В Ёсэйкан существует борьба в положении «лёжа» или «нэ-ваза». По мнению Сэнсэя Минору Мотидзуки главным в техниках нэ-ваза является способность преподнести противнику «сюрприз». Поэтому в практике Ёсэйкан при отработке техники нэ-ваза поощряется творческий подход.

Несмотря на то, что большинство техник Ёсэйкан имеют аналоги либо в Айкидо, либо в Дзюдо, эта система самозащиты значительно отличается и от того, и от другого боевого искусства. Если техника базового уровня Ёсэйкан для невооружённого взгляда может показаться стандартной техникой Айкидо, то на более высоких уровнях практики Ёсэйкан появляются и такие техники, которых в Айкидо не существует: броски с использованием ног (аси-вадза), броски с падением (сутэми-вадза), удушающие приемы (симэ-вадза), приемы борьбы на земле (нэ-вадза).

В отличие от традиционного Айкидо в Ёсэйкан существует несколько ката. Размышляя над идеей Дзигоро Кано о максимально эффективном использовании физических и психических сил, Мотидзуки решил, что такая идея может быть идеально реализована в технике бросков с падением (сутэми-вадза), в которых могут быть максимально использованы сила, скорость движения и вес тела. Согласно мнению основателя Ёсэйкан, броски с падением - это высшая техника борьбы. Данный вывод аргументирован тем, что в схватке двух мастеров высокого уровня трудно провести эффективный прием, здесь необходимо пытаться выигрывать на каждой мелочи. Поэтому на соревнованиях по Дзюдо высокого уровня броски проводятся, как правило, с падением бросающего.

Как практик техники Дзюдо, Минору Мотидзуки знал цену вольным схваткам «рандори» и ввел их в систему Ёсэйкан. Однако схватки в Ёсэйкан отличаются от рандори Кодокана, - здесь наблюдается отсутствие спортивной направленности, что характерно для практики Айкидо.

Copyright © 2015 Dzansin. All rights reserved
Карта сайта Контакты Сделать стартовой