Главная > Айкидо > Мастера Айкидо > Годзо Сиода

 

Годзо Сиода

Годзо Сиода

Годзо Сиода (5 сентября 1915 года – 17 июля 1994 года). Ученик Основателя Айкидо 1-го поколения. Основатель школы Ёсинкан Айкидо

Годзо Сиода, родился 5 сентября, 1915 года в Токио. Годзо Сиода был 2-м ребёнком в семье. Отец Сиода Сеичи был врачом-педиатром. Годзо Сиода воспитывался в комфортной обстановке счастливой семьи. Не смотря на заботу родителей, Годзо Сиода часто болел: он много времени проводил в больничной постели и выжил скорей благодаря тому, что его отец был врачом. Годзо Сиода всё время боролся за своё здоровье: в школьные годы делал общеукрепляющие упражнения и бегал по утрам.

Отец Сиоды считал, что молодые люди должны начинать укреплять организм с раннего детства, для этого он отдал часть своего дома под додзё, где начинал осваивать боевые искусства (дзюдо) молодой Сиода. Это додзё называлось "Ёсинкан", что в переводе означает "дом развития духа". Позже Годзо Сиода, будучи уже сэнсэем, использовал название "Ёсинкан" в качестве названия для своего искусства Айкидо.

Молодой Годзо Сиода мечтал о военной карьере, а для этого требовалось сначала поступить в военную академию, где на то конкурс был очень высок! Приходилось много учиться, чтобы повысить уровень своих знаний и общую физическую подготовку.

Однажды господин Мунетака Абе пришёл в дом Сиоды с рассказом о дайто-рю айки-дзюцу. Посещая по утрам храм, Мунетака Абе обратил внимание на девушку, которая по утрам там тренировалась. Мисс Такако Кунигоси дала ему координаты додзё «Школы Уесибы», где она обучалась дайто-рю айки-дзюцу под руководством уже тогда известного мастера Морихея Уесибы, позже основателя Айкидо. Побывал в додзё Уэсибы, восхищённый Мунетака Абе порекомендовал отцу Годзо Сиоды поступить на обучение к Уесибе Сэнсею.

Годзо Сиода верил в силу дзюдо и скептически относился к другим видам боевых искусств, но пообещал Мунетака Абе посетить Уэсибу. 23 мая 1932 года, Годзо Сиода прибыл в додзё Уэсибы. Для Годзо Сиоды всё увиденное казалось слишком красивым и нереальным для выполнения в реальных условиях схватки. Владея основами дзюдо и кендо, Сиода не мог поверить в эффективность показанных техник. Видя скептицизм Сиоды, Уесиба предложил ему самому попробовать атаковать. Годзо Сиода вмиг оказался на полу, потирая голову, после неудачной попытки нанести удар. Сиода немедленно решил приступить к тренировкам айки-будо Уэсибы, и, после предоставления рекомендаций, был принят в качестве учи-деси в "Кобукан додзё".

Во время оккупации Китая, Годзо Сиода провёл на фронтовых территориях много времени в качестве секретаря генерала Сунроку Хата.

В 40-х годах Годзо Сиода приезжает к Уесибе в Иваму, чтобы продолжать учиться, а затем вернуться в Токио.

В 1950 году Годзо Сиода начинает работать в охране "Сталь Ниппон Кокан". В тот же период, организовывает вместе сильнейших представителей кендо, дзюдо и сумо из Университета "Такусёку" и начинает регулярно преподавать Айкидо.

В 1954 году организация "Общество продления жизни" предоставило спонсорскую помощь для показательных выступлений по Айкидо, где группа Годзо Сиоды получила наивысшие оценки.

В 1955 году при поддержке директора банка "Томин" строится первый додзё Айкидо Ёсинкан. С этого момента Ёсинкан Айкидо становится узнаваемым и распространяется по всему миру.

На начальном этапе развития направления Ёсинкан, О`Сенсей Уэсиба довольно часто проводил семинары в Тсукудо Хачиман додзё, тем самым поддерживая направление Айкидо Годзо Сиоды.

В 1961 году Морихей Уэсиба оценивает заслуги и уровень Сиоды Годзо высшей степенью в Айкидо - 9 дан. Также, в это время между школой Ёсинкан и Айкикай начинают усиливаться различия в техниках и подходах преподавания.

Сиода придерживается практики техник дайто-рю айки-дзюцу (или айки-будо, как называл тогда своё искусство Морихэй Уэсиба), которым учил до войны Уэсиба. Годзо Сиода не мог смириться с послевоенными преобразованиями в подходе и в практике Айкидо. Он был против «превращения Айкидо (айки-будо) в подобие танца, не пригодного в реальном поединке».

В 1989 году при помощи Фрэда Хайнеса, Жака Пойе, Марка Беккера, Тсутому Чида, Ясухиса Сиода и Хитоши Накано, Годзо Сиода Сенсей начинает работать над созданием международной организации Айкидо Ёшинкан International Yoshinkai Aikido Federation (IYAF).

17 июля 1994 года мастер Годзо Сиода, основатель школы Ёсинкан, скончался.


Из интервью с Годзо Сиода:

«Сегодняшнее айкидо какое-то безразмерное. Оно пустое изнутри. Люди пытаются достичь высших результатов, не прикладывая особых усилий. Поэтому современное Айкидо больше напоминает танцы. Нужно сначала прочно, всем телом, овладеть основами, и только затем продвигаться дальше, к более высокому уровню... А сейчас люди просто имитируют, копируют, даже не пытаясь осознать, что же является истинным»

Какую роль сыграл Ёсинкан в послевоенном возрождении Айкидо?

«После войны додзё Уэсибы стал танцевальным залом для оккупационных сил. Когда я вернулся - он снова стал процветать. Я был первым, кто организовал тренировки в Академии Обороны и в департаменте полиции. Когда я покинул Уэсиба додзё, то со мной начали обращаться как с предателем. Но я не чувствовал себя одиноко. Я действительно поддерживал додзё Уэсибы.

Я не знаю, сколько денег мой отец вложил в додзё Уэсибы до войны. Я рад тому, что я практиковал Будо в хороших условиях, и Уэсиба Сэнсэй обращался со мной хорошо. Я рад тому, что провел так много времени с Уэсибой Сэнсэем в тренировках и в повседневной жизни. Это дало мне возможность уловить наиболее важные истины Айкидо. Вы должны провести время рядом с ним, чтобы понять каждое движение Сэнсэя. Аказава и Сирата (другие ученики) были преданными учениками, но они не оказывали финансовую поддержку додзё Уэсибы, наверное, поэтому Морихэй Уэсиба повсюду брал меня с собой, поскольку у меня была финансовая поддержка (от моего отца). Я получал особое внимание»

Как развивался подход обучения Ёсинкан Айкидо?

«Техники Морихэя Уэсибы были превосходны; но то, что он делал сегодня, могло полностью отличаться от того, что он делал вчера. Поскольку Уэсиба Сэнсэй делал все, что не приходило ему на ум, тренировавшиеся смотрели на то, что он делал, не понимая этого. Не было ничего подобного тому, что мы делаем в качестве основ сейчас.

Он делал все, чтобы не приходило ему на ум, но, если вы попытаетесь обучать Айкидо таким образом начинающих, никто не научится. Поэтому я решил, что я должен систематизировать эти техники. Когда я начал преподавать в Компании "Сталь Ниппон Кокан", я начал анализировать техники Айки-будо и стал развивать обучающую систему, объединив всё, что я изучил до этого. Затем я также начал систематизировать применение техник»

Помогал ли кто-нибудь Вам, когда Вы создавали Вашу техническую методологию обучения Айкидо?

«Когда Киоити Иноуэ был молодым учеником, я тестировал многие вещи непосредственно на нем и развивал свою систему Айкидо. Так, к примеру, я развил такие упражнения, как хирики но йосей (развитие силы локтей) а также дал им названия»

Вы также давали названия техникам?

«Да. Я также принимал решения относительно названий техник»

Давал ли Морихэй Уэсиба названия своим техникам, когда он обучал до войны?

«Он использовал термин «ирими». Он говорил, что «сокомэн ирими» и «шомэн ирими» были также разновидностями «ирими». Также он говорил такие вещи, как: "Ирими является сущностью Айки". Другие воинские искусства, такие как, например, дзюдо не имеют техники ирими-наге. Возможно, он использовал названия техник, которые он изучал у Сокаку Такэда»

Каратэ стало широко практикуемым боевым искусством со времени окончания Второй Мировой войны. Какую технику Айкидо Вы полагаете лучшей для взаимодействия с ударами руками и ногами в каратэ?

«Ну, я думаю это вопрос ма-ай (дистанция). Вы должны приблизить ма-ай. Вы должны слиться с ударом ноги, когда ваш противник атакует вас. Это важно. Это вопрос чувства времени (синхронизации)»

Как Вы считаете, должна ли практика Айкидо включать в себя техники взаимодействия с ударами руками и ногами в случае с каратэ?

«Это сложный вопрос. Как каратэ, так и Айкидо имеют четко обозначенные территории. Одна из них будет разрушена, если они будут состязаться друг с другом. Возможно, такие вещи и могли происходить в старые времена – во время проведения поединков между последователями различных воинских школ (тариу джиай), но, в действительности, я не думаю, что такие случаи должны происходить сейчас. Те, кому нравится каратэ, пусть практикуют каратэ, в то время как те, кому нравится Айкидо, пусть практикуют Айкидо. Морихэй Уэсиба часто говорил нам: «Мы изучаем сущность, стержень Будо, поэтому нам не следует беспокоиться о том, кто атакует нас.

Люди, которые тренируются вместе, являются друзьями. В конечном итоге это моральное достоинство, которое сильнее. Вы развиваете добродетель. Это важнее всего. Потом, когда вы противостоите противнику, вы делаете то же самое со своим умом, находите гармонию с противником, и приходите к тому, что он теряет свои агрессивные намерения. Добродетелью является способность заставить противника сдаться по своей собственной воле. Тогда не имеет значения, держит ли он в руках меч или другое оружие …»

Были ли у Вас реальные возможности воспользоваться Вашей воинской подготовкой во время войны?

«Да, были. Я убедился в истине слов, которые говорил Морихэй Уэсиба. События действительно происходят молниеносно. Если вы полагаетесь на силу и становитесь в стойку - вас победят. Если вы противостоите быстрой атаке каратэ - вас победят. Вам не следует думать о попытке сделать то или это. Это не существенные детали.

Уэсиба Сэнсэй говорил: "Это не вопрос победы или поражения, выигрыша или проигрыша. Вы должны чувствовать, что каждый человек является вашим другом". Когда я отправился на войну, Морихэй Уэсиба сказал мне следующее: "Не волнуйся, куда бы ты не пошел, только лишь совершенствуй свои добродетели"»

Copyright © 2015 Dzansin. All rights reserved
Карта сайта Контакты Сделать стартовой