Главная > Айкидо > Мастера Айкидо > Стивен Сигал

 

Стивен Сигал

Стивен Сигал

Стивен Сигал (Steven Seagal) (10 апреля 1952 года) - американский актер, режиссер, писатель, мастер боевых искусств, гитарист. Стивен Сигал начал практиковать Айкидо у Коичи Тохей (позже Сигал отказался присоединиться к Обществу Ки и обучению Ки-Айкидо Коичи Тохея). Продолжил изучение Айкидо у таких мастеров как Сейсеки Абэ, Кисабуро Осава и Киссемару Уэсиба. Черные пояса по карате, дзюдо и кендо. Хомбу додзё Айкикай присвоил Стивену Сигалу 7 дан Айкидо.

  • Стивен Сигал родился 10 апреля 1952 года в городе Ленсинг, штат Мичиган, США в семье Сэмюэль Стивен (Samuel Stephen) Сигал и Пэт (Patricia)). В семье было четверо детей. По одним данным Стивен был вторым ребёнком в семье, по другим данным – Сигал был первым. Любопытно, что его дед по отцовской линии родом из Украины.
  • Его мать Пэт Сигал была приёмщицей-администратором в поликлинике, а отец – учителем математики в школе.
  • С раннего детства Стивен увлекается боевыми искусствами и начинает заниматься каратэ в возрасте 7 лет. Подростком Сигал становится учеником мастера Айкидо Шихана Кёси Исисаки, старшего инструктора Айкикай округа Орандж (недалеко от Лос-Анджелеса). Стивен Сигал довольно быстро стал его лучшим учеником и участвовал с последним на многих показательных выступлениях в Калифорнии.
  • Закончив школу и проучившись несколько лет в Фуллертонском колледже, в 1971 году Стивен Сигал отправился в Японию, чтобы продолжить свое обучение Айкидо, а также чтобы постигнуть основы буддизма.
  • Первой супругой Стивена Сигала стала японка Мияко Фуджитани (Miyako Fujitani (1975–1986)), которая стала матерью его первых двух детей: сына Кэнтаро и дочери Аяко, к тому же как и Стивен она в совершенстве владела Айкидо. Позже он развелся с Мияко и женился на Андриенн Ла Русс (Adrienne La Russa (1984–1987)). В конце 1985 года во время очередной поездки Сигала в Японию он познакомился с актрисой и моделью Келли Ле Брок (Kelly LeBrock (1987–1996)).
  • Годы жизни Сигала, проведенные им на Востоке остаются покрытыми мраком. Но не смотря на огромное количество слухов и домыслов можно с уверенностью утверждать, что этот период жизни стал судьбоносным для Сигала.
  • Попав в Японию в возрасте 19 лет Стивен Сигал окунулся с головой в мир японского будо. Он посещал монастыри, изучал буддизм и начал практиковать медитацию Дзен.
  • В то время американский инструктор боевых искусств в Японии был своего рода альбиносом, что вызывало к нему огромный интерес. Постоянно разные мастера бросали ему вызов, с целью проверить его мастерство. Так, за довольно корткий промежуток времени Стивен Сигал заработал себе репутацию одного из ведущих мастеров Айкидо Японии. Именно с этого периода формируется философия Сигала в преподавании Айкидо: «Если кто-то напал, сумей себя защитить!».
  • Летом 1974 года Сигал получил 1-й дан от Коичи Тохея. Он быстро прогрессировал и получил 5 дан, а после того как он стал главным инструктором Тэнсин додзе (Тэнсин Бугэй Гакуэн, Школа Традиционных Искусств «Небесная Душа»), ему был присуждён 6 дан Айкикай, а затем и 7-й и звание Шихан.
  • В 1975 году Стивен Сигал стал первым в истории Японии американцем, открывшим здесь додзё (Осака, район Дзюсо). Он назвал его «Тэнсин», что в переводе означает «Небесная Душа».
  • В какой-то момент Сигал почувствовал, что зашёл в тупик в своём развитии. И он начал разыскивать мистических учителей Морихэя Уэсибы. Сигал тренировался у великих мастеров Сэо, Коичи Тохей, Исояма и Абэ. К счастью он наконец встречает человека, который смог вывести его из тупика. Великого мастера по каллиграфии и Айкидо Сейсеки Абэ (10 дан по Айкидо). В свое время Абэ сенсей был учителем Морихэя Уэсибы по каллиграфии. По приглашению Стивена Сигала Абэ сенсей ежегодно посещает Тэнсин додзе для проведения семинаров по Айкидо и каллиграфии.
  • Еще будучи в Японии в 1982 году Стивен Сигал впервые попал в кинобизнес как эксперта по японскому фехтованию. Его пригласил знаменитый мастер по японскому фехтованию на мечах кэндо Оноха Итторо на съёмки фильма «Вызов».
  • Годом позже Стивен Сигал принимает решение о переезде Тэнсин додзе в Лос Анжелес, в Шерман Уэй на бульвар Вентура. Сразу же был вызван Харуо Мацуоку (учи-деси). Впоследствии именно Мацуока сенсей возглавит Тэнсин додзе в США.
  • Грамотно организованная работа Тэнсин додзе позволила привлечь ряд звезд Голливуда (Шон Коннери, например), которым Стивен Сигал помогал в постановках фильмов. Так в 1986 году директор крупного голливудского агентства «Талантливые артисты» Майкл Овитц заинтересовался Айкидо Стивена Сигала. Позже он пригласит Сигала на "прослушивание" для одного из фильмов. Так Стивен Сигал начинает свою карьеру в Голливуде, снявшись в своей первой картине "Над Законом" (Above The Law, 1988), в нашей стране более известной под названием "Нико" (Nico).
  • Несмотря на скромный бюджет и дебют главного героя картины, фильм оказался успешным коммерческим проетком. Он собрал более 30-ти миллионов долларов. В сценарий фильма были включены реальные моменты из жизни Сигала. Сам Стивен Сигал сказал про этот фильм следующее: «Я был счастлив, что получил возможность сыграть себя».
  • Однако именно картина "В Осаде" (Under Siege, 1992) сделала Стивена Сигала популярным, а многие миллионы по всему миру впервые услышали об Айкидо.
  • Сейчас Стивен Сигал пробует себя как музыкант, недавно выпустив свой первый альбом в стиле регги.


Из интервью со Стивеном Сигалом:

Что такое Айкидо?

"Теоретически техники Айкидо базируются скорее на гармонии, а не блокирование ногами и кулаками. Мы позволяем агрессору атаковать, используя его собственную силу нападение против его самого, а также анатомически слабые стороны атакующего, совместные блоки и броски, и т. д. В ситуации жизни и смерти техники Айкидо становятся гораздо сложнее. Зачастую злоумышленник создает ситуацию жизни и смерти, однако, чем сильнее он атакует, тем больнее он падает. Эти техники будут работать на ком угодно, но Вы действительно должны изучить их. Искусство Айкидо требует массу времени для изучения."

Почему Вы отдали предпочтение изучению Айкидо, а не каратэ?

"Я начал знакомство с боевыми искусствами в каратэ и был в поисках учителя, который мог бы научить меня мистическим аспектам боевых искусств. Люди, у которых я изучал каратэ, не могли дать мне это. Позже я обнаружил Айкидо, прочитал некоторые из выступлений О-Сенсея, увидел его."

У каких мастеров Вы обучались?

"Еще в молодости, побывав в Японии и за ее пределами, я познакомился с Тохеем Сенсеем, когда он еще был с Хомбу Додзе. Я учился у многих учителей, которых Вы не знаете и о которых никогда не слышали, от Исояма Сенсея до Абэ Сенсея. Целая группа людей, большинства из которых уже нет в живых."

Существовали ли в Вашей тренерской карьере поворотные моменты, заставившие внести радикальные изменения?

"Да, в течение шести лет я тренировался по восемь часов в день, это много, даже для Японии. Я бился головой об стену, однако не достиг прогресса. Я хотел познать физические аспекты Айкидо. Я пытался повторить некоторые вещи, которые О-Сенсей делал, но это ни к чему не привело потому, что я только пытался. Наконец в один прекрасный день, я вышел в Камеоке в провинции Аябе и приступил к тренировкам с некоторыми из мистических наставников О-Сенсея и начал уделять больше времени именно мистическим аспектам Айкидо. Я познал огромные и кардинальные изменения своих техник уже в течение первых шести месяцев."

Почему остальные ученики О-Сенсея не нашли мистические аспекты техник интересными или важными?

"О-Сенсей обладал старым диалектом Танабе. Есть место высоко в горах, глушь, где в обиходе диалект, который действительно трудно понять. Бывало, я говорил с другими ребятами об этом. Однако, получал в ответ: "Ах да, он говорил о Боге и религии и все такое, – забудь об этом и учись драться!". Таким было отношение. Тем не менее, когда я разыскал нужных людей и стал учиться у тех же священников, что учили О-Сенсея, я в первый раз в своей жизни начал понимать Айкидо. Потому что Айкидо – это нечто больше чем ваза (техника)."

Были ли какие-либо мистические учения О-Сенсея переведены на английский язык?

"О-Сенсей был в свое время священником в секте Омото-кё. У них были материалы на английском, но я не думаю, что Вы сможете их разыскать в Соединенных Штатах."

Я слышал много о жестком и мягком направлении в Айкидо, не могли бы Вы пояснить разницу?

"О-Сенсей всегда говорил о Го-дзю-рю, круг, квадрат и треугольник. Айкидо должно объединять все эти вещи. Основные движения довольно квадратные. Когда Вы достигнете продвинутого уровня, квадрат все еще останется, однако Вы обнаружите и много треугольников. Когда Вы доберетесь до продвинутого уровня, Вы будете видеть, главным образом, круг. Однако квадрат всегда существует."

Использовали ли Вы когда либо в своих техниках Ки-ай? По-моему я не слышал такого от Вас.

"Просто не хотели этого. Ки-ай очень эффективно и если применять его правильно – Вы сможете парализовать своего оппонента."

Если мы говорим о техниках, что Вы считаете самым важным?

"Я бы сказал, что «ирими» является самым важным."

Айкидо – это лишь практика боя или же ситуации жизни и смерти?

"Разница между реальным боем и спаррингом аналогична разнице между плаванием в океане и в зале."

В каких ситуациях Айкидо может быть агрессивным?

"Позвольте мне раскрыть Вам один секрет, - те, кто практиковал с О-Сенсеем, всерьез опасались за свою жизнь во время реализации своих атак. Спросите моих передовых черных поясов, похоже ли это на легкую прогулку, когда они атакуют меня? Это вовсе не безопасно. К примеру, я в ресторане, а кто-то вытягивает пистолет и берет кучу людей в заложники. Если я безоружен, я не стану ждать пока он попытается пристрелить меня. Я должен буду что-то предпринять, зная техники, которые помогут мне приблизиться к нему – это и есть "ирими". Преодолеть пространство с места на место так быстро, как я могу с ирими. Это только одна из возможных техник. Если Вы сможете реализовать их достаточно быстро, и Ваш оппонент не предпримет адекватных шагов, он будет повержен. Потому что техники нацелены на поражение и, если Ваш оппонент не понимает, что делать с этим, он получит удар в реальном мире."

Могут ли люди с ограниченными возможностями заниматься боевыми искусствами?

"Это зависит на сколько ограничены их способности. Если Вы можете использовать свои руки и кисти, тогда Вы сможете практиковать Айкидо так же как и я. Подход заключается в том, что кто-то должен подойти к Вам. Когда это произойдет, движение рук, движение корпуса и т. д. те же. Существует масса способов стать очень хорошим айкидокой. Я знаю это потому, что в свое время получил серьезную травму, однако я смог продолжить изучать техники Айкидо, не смотря на то, что не мог двигаться."

Могут ли люди в 55 или 65 практиковать Ай кидо?

"У меня были семидесятилетние занимающиеся в Японии и здесь занимаются в возрасте 60 и 70."

Не могли бы Вы пояснить заншин и мушин?

"В боевых искусствах существует масса концепций и подходов. Я могу написать целую книгу или посвятить несколько часов этой теме. Я не стал бы даже пытаться говорить об этом в течении 5 минут, однако я уделю пару секунд понятию «мушин» потому, что я уже упомянул его раннее. Мушин означает пустое сердце, пустой разум. Это очень и очень важно в боевых искусствах. Это схоже с гладью воды озера, на которой отражается луна. Если подул ветерок или же луна зашла за тучи, на поверхности озера отражение луны исказится. Так же и наш разум и сердце. Если у Вас роятся мысли в голове, сердце переполнено переживаниями, все разрушится. Для того, что бы видеть и ощущать окружающий нас мир таким, какой он есть на самом деле, необходимо пребывать в состоянии абсолютного спокойствия и безмятежности. Это и есть мушин."

Не могли бы Вы объяснить концепцию Котодама?

"Это все равно что пояснить буддизм или христианство или любое другое мистическое искусство. Котодама потребует несколько недель бесед. В сущности Котодама – это сила звука, святой звук и звук нечестивый. Это не просто слово, это звук. Кто-то ощущает его, кто-то нет. Сила звука может быть использована разными способами, но Котодама включает в себя лишь святые слова, и нечестивых слов в звуках. Котодама может исцелять и убивать - это как в магии, может быть использовано в двух направлениях."

Расскажите о Вашем опыте с О-Сенсеем?

"У меня очень мало опыта непосредственно с О-Сенсеем. Я мог видеть его несколько раз. Я слушал, как он говорит. Я был и остаюсь очень близок к его духовным наставлениям. Я, думаю, я был единственным белым человеком, который когда-либо точно следовал О-Сенсею в сфере мистического обучения. Я стал священником в Омото-кё и прошел полную подготовку, которую в свое время прошел О-Сенсей. Но, я никогда не был среди его окружения на татами и не был брошен им лично или что-нибудь в этом роде."



Copyright © 2015 Dzansin. All rights reserved
Карта сайта Контакты Сделать стартовой