Главная > Айкидо > Мастера Айкидо > Морихиро Сайто

 

Морихиро Сайто

Морихиро Сайто

Морихиро Сайто (31 марта 1928 - 15 мая 2002) – ученик 3-го поколения Морихэя Уэсибы, основатель стиля Ивама-рю. Морихиро – имя, полученное от Основателя Айкидо Морихэя Уэсибы. 9 дан Айкидо.

  • Сайто Морихиро родился в маленькой деревушке 31 марта 1928 года недалеко от Ивама, префектура Ибараки, Япония. Сначала он изучал кэндо, каратэ и немного Дзюдо. В молодые годы Сенсей Сайто работал на японской железной дороге.
  • В 1946 году он познакомился с Морихэем Уэсибой, открывшим незадолго Ибараки додзе в Ивама и начал изучение Айкидо в возрасте 18-ти лет.
  • Морихиро Сайто оставался учи-дэси О-Сенсея самое продолжительное время - 23 года, вплоть до смерти Морихэя Уэсибы в 1969 году.
  • В связи с тем, что Сайто проводил с О-Сенсеем много времени в последние двадцать лет жизни Уэсибы в Ивама, их семьи тесно общались и поддерживали хорошие отношения. Об этом свидетельствует и щедрый подарок Морихэя Уэсибы – земельный участок по соседству с домом О-Сенсея, на котором Морихиро Сайто построил свой дом.
  • После смерти Уэсибы Сенсея в 1969 году именно Сайто сенсей становится главой Ибараки додзе в Ивама, а также хранителем Айки Шрайна (храм Айкидо в Иваме). Он сохраняет этот пост вплоть до своей смерти в 2002 году в возрасте 74 лет.
  • Морихиро Сайто имел возможность как никто другой постигнуть самые последние намерения Основателя в вопросах обучения Айкидо. Именно этот уникальный опыт позволил ему позже синтезировать техники Основателя в уникальные тренировочные формы, сделав их более адаптированными для освоения.
  • Сайто сенсей написал целый ряд книг, в том числе "Традиционное Айкидо" в 5-ти томах и, более поздней серии "Такемусу Айкидо".
  • Именно Сайто сенсей являлся носителем и учителем техники Айкидо с оружием – Айки-кен и Айки-дзо, которая преподавалась О-Cенсеем преимущественно только в Иваме.
  • К концу 50-х годов Сайто сенсей стал одним из главных инструкторов Айкикай, обучая Айки-кен и Айки-дзо.
  • В 1974 году Морихиро Сайто провел ряд семинаров в Калифорнии. После этого аналогичные семинары были проведены Сайто сенсеем в России, Германии, Италии, Дании, Швеции, Великобритании и Австралии. Это позволило воспитать целое поколение последователей Айкидо по всему миру.
  • В возрасте 74 лет 15 мая 2002 года Морихиро Сайто умер.


Из интервью с Морихиро Сайто:

Как Вы начали практиковать Айкидо?

"Еще в 1946 году я впервые услышал о мастере боевых искусств, остановившегося неподалеку от места, где я жил. В те времена мы тренировались очень усердно. Иногда мы делали так много техник сувари-ваза, что стирали колени в кровь! Мы продолжали тренироваться в сувари-ваза целыми днями, лишь затем переходили к чему-либо ещё, и так день за днём. Вот так вот проводились тренировки в Ивама."

Когда Вы пришли к Основателю, много ли было других учеников в додзе?

"Было всего лишь несколько учеников. Это Тохей, Абэ, Танабе и Шиода. Первым нас покинул Тохей по семейным обстоятельствам. Спустя год Абэ уплыл во Францию. Танабе так же как и Шиода задержался ненадолго."

Кто был учи-дэси в течение продолжительного времени?

"Других таких просто не было! Большая часть студентов оставались не более 3-6 месяцев."

Кто из современных сенсеев был учи-дэси Морихея Уэсибы?

"Ну, если говорим о таких сенсеях как Тамура, Ямада, Канаи, Тохей, Саотомэ – то все они на самом деле были учениками Киссемару Уэсиба. Эти мастера никогда не были в Ивама и не практиковались у О-Сенсея. Чиба сенсей, правда оставался в Ивама 3 месяца."

Кто обучал в Ивама и в Токио в отсутствие О-Сенсея?

"В Ивама я проводил занятия. В Хомбу додзе мне неизвестно кто оставался за старшего, так как я был в Ивама. Сам я редко бывал в Хомбу додзе. О-Сенсей был более энергичным. Нередко после своего недолгого пребывания в Токио ко мне обращались учи-деси Хомбу додзе с просьбой приехать за О-Сенсеем! О-Сенсей часто критиковал учеников, устраивая им тяжелую жизнь."

О-Сенсей больше времени преподавал в Ивама или в Токио? Как это менялось в 40-е, 50-е и 60-е годы?

"До шестидесятых Уэсиба Сенсей больше времени проводил в Ивама, лишь изредка посещая Токио. Уже 60-е годы Основатель распределял свое время более равномерно между Ивама и Токио. Однако, дом его был в Ивама. Когда ему нездоровилось, или он хотел просто отдохнуть – он оставался в Ивама.

Главным отличием в преподавании было в том, что О-Сенсей не обучал оружию в Хомбу додзе! Концепция Риай (связь между орудием и тайдзюцу) не преподавалась в Токио, об этом лишь говорилось."

Большинство мастеров уделяют мало времени техникам О-Сенсея, предпочитая говорить о его мыслях и философии. Что Вы думаете по этому поводу?

"Есть много мастеров Айкидо, но лишь немногие из них приняли учение Основателя. В истинном Будо, не выразить себя в словах или письменной форме. "Бог не дает благодать для тех, кто слишком много говорит". Это то, что сказал О-Сенсей. Обычно люди, которые много говорят и могут хорошо написать эссе не могут делать хорошее Айкидо. Лучше не говорить слишком много, но учиться вместе с телом.

Это правда, что люди разные. Некоторые лучше учатся методом прослушивания, а другие – наблюдая. Но Основатель всегда говорил: "Если Вы указываете путь, сначала Вы должны сделать это сами, продемонстрировать и показать это". Это означает, например, поясняя «ирими», вывести Вашего партнера из равновесия, а не опрокинуть его собственным весом.

Основатель не любил много говорить. Однако, философские рассуждения также важны. Когда О-Сенсей начинал говорить об Айкидо, это становилось похоже на сказки о Боге. Каждый мастер, вероятно, имеет свою собственную философию, но я не хотел бы говорить на эту тему слишком много.

После окончания войны, О-Сенсей не работал и у него появилось больше свободного времени. Для того, чтобы сохранить свое боевое искусство живым, он с огромным энтузиазмом начал изучать Айкидо в Ивама, поклоняясь духам Будо и принося молитвы каждое утро и вечер. Так было создано Такемусу Айкидо. Он говорил, что предыдущее Айкидо не было "истинным" Айкидо. Это не означает, что предыдущее Айкидо стало вдруг неправильным, но вот что сказал О-Сенсей. В Такемусу Айкидо, шаг за шагом, новые техники появляются спонтанно. Это процесс непрерывен и бесконечен, как пружина. Это есть Такемусу. Таким образом, для каждой техники есть основная базовая форма. Поэтому очень важно постигнуть эти основы в правильном порядке, чтобы иметь возможность понять истинное Айкидо."

Что означает Ки-ай?

"Ки-ай это то, что происходит само собой, когда Вы обладаете ки или энергией. Это естественный процесс. О-Сэнсей говорил, что Вы должны кричать от живота. Действительно, в боевых искусствах большой Ки-ай является признаком хорошей энергии. Это действительно важно для Ки-ай. Тренировки без Ки-ай не будут иметь большого прогресса. Техники не обретут мощность и не будут иметь необходимой энергии. С большим Ки-ай тренировки наполнятся энергией. Вот почему лучше громко кричать. О-Сенсея часто восклицал: "Разве это Ки-ай? Покажи настоящий Ки-ай! Выйдите на улицу и пусть воробьи упадут с деревьев!" Он всегда с гордостью говорил: "Когда я однажды сделал Ки-ай в газете компании Asahi Shimbun, 14 человек упали со стульев". Когда Вы тренируетесь в месте, где нет возможности шуметь, например, потому что соседи жалуются, Вам ничего не остается как хранить молчание. Но там, где возможно, Вы должны громко кричать."

Какая польза от Айкидо в повседневной жизни?

"Главным я вижу здесь развитие awase (т. е. способности к согласованию). Целый ряд принципов Айкидо может быть применен к любому, большому или маленькому, толстому или худому, жесткому или мягкому. Именно поэтому Вы должны избегать столкновения, конфликта, но вместо этого следовать движению другого. Это означает, что иногда необходимо потянуть, когда он или она толкает или толкнуть, когда он или она тянет, что также является формой awase. А также, если кто-то нападает, Вы должны оглянуться назад и внимательно прислушаться, чтобы избежать разногласий. Или же когда другой является более сдержанным человеком, Вам следует поспешить и поощрять его. Таким образом, Вы можете использовать Айкидо для многих вещей. Вы можете применять эти принципы Айкидо в своей работе и в обществе. Поэтому почти каждый мастер часто повторяет своим ученикам: "Когда Вы вступите в реальный мир, Вы должны использовать принципы Айкидо, использовать Айкидо в своей повседневной жизни".

Так что если Вы практикуете Айкидо достаточно много, внезапно Вы сможете осознать много полезных способов использования Айкидо. В этом смысле, это, похоже, присутствует в каждом из боевых искусств, но в Айкидо получило более широкое распространение."

Каково значение оружия в Такемусу Айкидо, и как оно связано с другими техниками?

"Айкидо является боевым искусством. Независимо от того, насколько хорошо он или она владеет Дзюдо, если он или она не умеет обращаться с мечом кэндо, то он или она не будока, а только лишь Дзюдоист. Даже если номер один в Японии по кендо будет брошен на татами студентом, он или она всего лишь кендока, но не будока. Основатель говорил, что "это не хорошо".

Все едино и целостно. Вот почему в Айкидо, даже если принцип меча всего лишь формирующий, все движения тела во время выполнения техники, а также техники оружия, полностью аналогичны. Вот почему техники с оружием незаменимы в Айкидо. Они являются ее частью. Некоторые люди говорят, что Айкидо представляет собой набор техник, но это не так. Как бы это сказать? Каждая из техник является составляющим единого целого. Независимо от того, какой из трех видов оружия Вы выберете, боккен, дзо или тайджитсу (без оружия), - по отдельности они не являются исчерпывающим Айкидо. Вот почему оружие имеет особенно важную роль в Айкидо."

Какое самое важное различие между Айкидо и другими боевыми искусствами?

"Основным различием, несомненно, является отсутствие турниров или соревнований в Айкидо. Основатель изучал различные боевые искусства, соревновался со многими другими дисциплинами и понял, что соревнования не является необходимыми. Целью является создание с помощью традиционного стиля Будо красивого мира Айкидо, который как один дом большой семьи, где нет конкуренции. Основатель написал стихотворение, которое звучит так: "Это прекрасный образ неба и земли есть одна семья созданная духом". Этот мир, как дом большой семьи. Это чувство Айкидо.

Кроме того, это боевое искусство совершенно рационально. Я думаю, что каждое боевое искусство рационально, однако для Айкидо, это особенно верно. Любой может его практиковать, понять и постичь. Это боевое искусство не предназначено исключительно только для сильных или подходящих людей. Дети и пожилые одинаково могут наслаждаться тренировками и стать хорошими айкидоками. Я перепробовал много различных боевых искусств, но я думаю, что именно за это я полюбил Айкидо."



Copyright © 2015 Dzansin. All rights reserved
Карта сайта Контакты Сделать стартовой